Четверг, 25.04.2024, 12:31
Приветствую Вас Гость

Главная Форум Регистрация Вход

Загрузи файл и получи ссылку на скачивание

Читальный зал

Главная » Статьи » Основы дизайна

Анатомия творчества

Как вы думаете, какие способности прежде всего требуются от практика в области дизайна? Наверняка, многие назовут умение творить и вносить в работу элемент творчества. Полюбопытствуйте у авторов, что лежит в основе любого произведения? Об идее вам скажут в первую очередь. «Креативная идея», «креативность» – эти понятия нередко употребляются для обозначения чего-то излишне экстравагантного, а иногда и просто глупого. Точнее будет сказать: эти слова не сколько употребляют, сколько ими злоупотребляют.

Как правило, креативность гораздо легче заметить, чем дать ей определение. Ведь это и индивидуальный талант, и творческий процесс, и оригинальный продукт, и общепризнанное произведение, изобретение одновременно.

Э.Грин определяет «креативность» как «присущую каждому из нас способность создавать что-либо новое через объединение в новом контексте двух или более разнородных элементов с целью сообщить продукту добавленную стоимость». Опираясь на данную формулировку, попробуем разобраться в явлении с хирургической осторожностью и беспристрастностью.


Разноцветное мышление


Считается, что креативность способна породить так называемую Великую Идею – идею из ниоткуда, но настолько тонкую и глубокую, что в ней и заключена самая суть креативности. Правда, есть одно серьёзное «но»: креативность и генерирование идей – это постепенный процесс. И подтверждение тому можно найти в истории создания любого произведения искусства.

Видимый прогресс в исследовании вопроса творчества был достигнут в XX веке. Дж.Уоллас, Дж.Россман, А.Осборн, М.Штейн, Э.Грин предложили различные модели того, каким образом креативный процесс можно разбить на отчётливо различимые этапы.

Последний из них, Энди Грин, разработал теорию «Пять «I» – эффективную, комплексную модель творческого процесса.

Вот они, 5 слагаемых креативности: информация /Information/, инкубация /Incubation/,озарение /Illumination/, интеграция /Integration/, иллюстрация /Illustration/.

ИНФОРМАЦИЯ, в свою очередь, состоит из двух компонентов: один заключается в том, чтобы задать нужные вопросы, второй – в сборе информации, полезной для решения текущей задачи. Самое главное на данном этапе – чётко сформулировать проблему.

ИНКУБАЦИЯ наступает, когда человек временно откладывает проблему в сторону и начинает заниматься делами, не имеющими отношения к этой проблеме. Тогда к её решению подключается наше подсознание. Позволить идеям двигаться в своём ритме способны лишь те, кто умеет планировать работу, уверен в себе и своих возможностях.

ОЗАРЕНИЕ – суть проявления «быстрой» фазы творческого процесса и является логическим следствием информационного и инкубационного этапов. А поскольку идеи мимолётны и нельзя предугадать, когда же нас посетит гениальная мысль, стоит приложить усилия для их документальной фиксации.

Стадия ИНТЕГРАЦИИ – виртуальный мир, где художник живёт в своей картине, и каждый нюанс влияет на окончательный вид произведения. Будучи полностью погружён в работу, он мысленно пребывает внутри и одновременно чутко реагирует на происходящее вокруг. Воплощая идею на данном этапе, вы создаёте добавленную стоимость в своей профессиональной области.

Этап ИЛЛЮСТРАЦИИ особенно важен, так как в любой сфере принципиальное значение имеет фаза презентации и продажи идей. Иными словами, если идея представлена в нужный момент, в нужном месте и продана наилучшим образ ом, – она, безусловно, удачна и попадёт в цель.

Пытаясь разобраться в сути креативного мышления, укажем на две достаточно известные теории.

Теория полушарий головного мозга уже была опровергнута исследованием, показавшим, что участки, отвечающие за различные умственные способности человека, разбросаны по всему мозгу, а не сосредоточены только в правом или левом полушариях. То есть оба полушария достаточно активно участвуют в мыслительном процессе.

Более эффективным является так называемый метод «мышления в зелёном/красном свете», с присущими ему мощными визуальными ассоциациями. Зелёный цвет, подобно сигналу светофора, указывает на свободу передвижения. Внимание при этом акцентируется на активное поощрение генерации как можно большего количества идей, независимо от их статуса и того, насколько они аргументированы. Мышление в красном свете – это трезвый анализ идей на предмет их функциональности, рациональности.

Креативные техники, стимулирующие генерацию идей, применяемые в случае «мышления в зелёном свете», в кратком изложении таковы:

  • Определение диапазона креативности (от «Варианта беспроигрышной ставки» до «Экстремального варианта»).
  • Мышление в режиме «от будущего к настоящему».
  • Формулировка проблемы наоборот.
  • Создание вымышленного персонажа.
  • «Змейки» и «Лесенки» («Змейки» – негативные факторы, мешающие достижению цели, и их надо сократить; «Лесенки» – позитивные факторы, которые нужно увеличить).
  • Метод шаблона (применим для дизайна рекламных фотосессий или подбора броских названий для зданий и продуктов).
  • Техника произвольно выбранных слов.
  • Метод фокусирования.
  • Перечень атрибутов (с определённым набором характеристик).
  • Использование метафор.
  • Метод ментальных карт мыслительного процесса (разработаны Тони Базаном).
  • Стратегия Диснея («Мечтатель» – «Реалист» – «Критик»).
  • Метод «мозговых атак».

Применение «мышления в красном цвете» основывается на необходимости извлечения оптимальной добавленной стоимости. Оно имеет оценочный характер и акцентирует внимание на том, что делает идею жизнеспособной, устойчивой к критике и возможной к воплощению в реальный результат.
Большинство оценочных техник включает либо процедуру отбора, либо моделирование практической реализации идеи, а чаще всего их комбинацию. После процедуры «отбраковки» следует продумать, как можно осуществить идею на практике, критически её проанализировав. Здесь применима техника «разумной алгебры» Б.Франклина (или техника «за» и «против»), с вычленением плюсов и минусов. При этом необходимо помнить, что все оценочные техники носят субъективный характер, и финальное решение, скорее всего, будет за вами.


Камни преткновения

Главным препятствием креативности может оказаться недостаток понимания сути проблемы, которая помешает верно сформулировать задачу.
Следующей преградой стоит назвать неумение мыслить в зелёном/красном свете в креативном процессе, что в свою очередь порождает ряд серьёзных проблем для тех, кто занимается дизайном.
Непонимание креативного процесса и его пяти этапов могут стать камнем преткновения в разработке новых идей.
Самое же большое препятствие на пути к вашей креативности – это ВЫ сами. Но что вы можете сделать, чтобы повысить свои созидательные возможности? Попробуйте сопоставить себя с приведёнными ниже признаками креативных специалистов в области дизайна и определите свои слабые места.

  • Преодоление дискомфорта (через изменение отношения и минимизацию риска).
  • Самоотдача, упорство и оптимизм (вовлечённость и решимость в том числе).
  • Создание позитивного «якоря».
  • Информированность (наполнение информацией через СМИ, получение эстетических впечатлений, общение, внесение перемен в повседневную жизнь).
  • Интуиция.
  • Трудолюбие.
  • Знания, опыт, компетентность.
  • Принятие двусмысленности, гибкость ума.
  • Позитивный настрой.
  • Дальновидность.
И последнее: нарушайте правила, если они ме шают вашей креативности – конечно, в пределах законн ости!
Единственный способ сделать так, что завтра расцветут цветы, сделать «завтра» лучше, чем «сегодня», – это чаще применять созидательный подход – независимо от того, идёт ли речь о дизайне или о более глобальных проблемах. Лишь в этом случае «креативность» из модного слова преобразуется в модное качество – качество жизни, в первую очередь.







Источник
Категория: Основы дизайна | Добавил: Admin (19.07.2010) | Автор: Альфия Салимьянова
Просмотров: 2019 | Теги: креатив, дизайн, анатомия творчества | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Профиль
Гость

Сообщения:
Аватар
Группа:
Гости
Время:12:31


Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
Наш опрос
Чего на ваш взгляд не хватает на сайте?
Всего ответов: 47
Категории раздела
Все о рекламе [2]
Основы дизайна [7]
Что такое фриланс [3]
История и развитие дизайна [1]
Наша кнопка


код кнопки:

Мы будем признательны, если вы разместите у себя на сайте нашу кнопку
Копилка
Понравился сайт?
Помоги его развитию
Яндекс Яндекс. Деньги Хочу такую же кнопку

WM.копилка - Копилка для Вашего сайта.
Закладки
Поделись ссылкой с друзьями



Класс!
Реклама
Заработай на своем сайте
Статистика
Rambler's Top100
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ProDesing © 2024

Все материалы,ссылки,расположенные на данном ресурсе,были взяты из открытых источников интернета. Администрация сайта не претендует на их авторство. Все права на материалы,представленные на сайте, принадлежат их авторам,правообладателям и издательствам с указанием ссылки источника. Любая информация,представленная здесь, может использоваться только в ознакомительных целях.Ни администрация сайта, ни хостинг-провайдер, ни любые другие лица не несут ответственности за использование материалов данного сайта!!!Входя на сайт вы автоматически соглашаетесь с данными условиями!