Суббота, 20.04.2024, 01:31
Приветствую Вас Гость

Главная Форум Регистрация Вход

Загрузи файл и получи ссылку на скачивание

Читальный зал

Главная » Статьи » Все о рекламе

Мифы рекламы
Еще во времена Владимира Ульянова случались разборки между "мифостроителями" и "мифоискателями". Чудесный переход по льду Финского залива (а полыньи - на каждом шагу), жизнь в шалаше - более поздние мифы. И вот десятилетия спустя на месте броневичка перед дворцом стоит мраморный "форд" - воплощение потребительства. Новые мифы России и востребовали новые специальности. Мифодизайн возник на почве программного дизайна, информационного дизайна и теории коммуникации. Традиционная советская школа дизайна - это проектирование материальных объектов, чтобы потом воздействовать через них на человека с целью пробуждать в нем что-то хорошее. Занимались только вещами. В дисциплинирующей матрице марксизма-ленинизма дизайн и не мог быть другим. С перестройкой появились новые виды дизайна, вышел на передний план информационный аспект. Информационный дизайн построен на основе закономерностей восприятия информации. Его назначение утилитарно - построение справочников, указателей и т. п. Программный дизайн - это дизайн ситуаций и их развития.
В настоящее время реклама является составной частью маркетинга. Принципиально, что реклама (коммуникационная технология) подчинена маркетингу - экономической в своей основе теории. Маркетинг с его метафорами "обмен" и обособленный "продукт" в условиях стремительного возрастания в обществе роли коммуникации становится неустойчивым. Например, в его рамках не решаются экологические и культурные задачи. У нас же проектирование обеспечивало воспроизведение культуры. Мифодизайн - это попытка соединения рационально жесткого проектирования, маркетинга и культивирующего проектирования. Я думаю, в России всегда пытались создать такую систему, чтобы она одновременно и удовлетворяла потребителя, помогала ему жить сегодня - в информационно насыщенном пространстве, и способствовала выполнению интересов общества, и учитывала интересы фирм. Можно вспомнить торгово-политическую рекламу Маяковского, Родченко.
Что такое миф в Вашем понимании?
Для человека сам предмет мало что значит. Если я покупаю предмет, огромное значение для меня имеет невидимое, но ощущаемое вокруг этого предмета поле. Я как бы вижу этот предмет сквозь образ, который сформировался у меня в голове до этого.
В семидесятые годы, когда жевательная резинка была редкостью в Росси, и вокруг нее был целый миф, она имела вкус запретного плода.
Я это называю коммуникативно-предметным полем (К.ПП). В него входит сам предмет, информация о нем, ожидание, связанное с ним, некоторые другие аспекты. Задача мифодизайнера - проектирование этого поля, а не предмета. В конечном итоге - проектирование воздействия на потребителя. Массовая коммуникация СМИ, с одной стороны, и товар в понимании классической экономической школы, и даже в понимании современного маркетинга, являются частными случаями коммуникативно-предметного поля. Второе ключевое понятие мифодизайна - коммуникативное качество предмета. Понятие качества в сознании современного человека уже расширилось. Оно включает в себя такие почти неуловимые моменты как предчувствие того, как меня встретят в магазине, что будет дальше, сколько усилий придется затратить на знакомство с предметом, на ремонт и т.д. На рисунке показана структура коммуникативного качества. Это структурное понятие, охватывающее все стороны производства и эксплуатации объекта. Оно поддается структурному анализу. Объектом оценки может быть произведение искусства, имидж личности, фирмы, любого товара. КПП простирается в пространстве и времени. Представьте! Мифо-дизайнер проектирует огромный эфемерный виртуальный объект - поле, а не какое-то скучное маркетинговое продвижение товара. Причем при больших финансовых вложениях это поле начинает существовать одновременно в настоящем и будущем с неумолимой реальностью. Современная наука сталкивается с магией, и где уж тут устоять потребителю, ведь его действия уже предрешены... его же добровольным выбором.
Чем миф отличался от образа, имиджа?
Миф - это слияние образа и предмета. Современные исследования в психологии доказывают, что мифологическая составляющая мышления у нас как была, так и есть. Если на майке человека написано "Bruce Lee", он сам неосознанно в нашем восприятии становится Брюсом Ли. В определении А.Ф.Лосева, "миф не есть бытие идеальное, но - жизненно ощущаемая и творимая вещественная реальность", или "в словах данная чудесная личностная история", или "развернутое магическое имя". Вот некоторые основные свойства мифа:
1) слияние реального и идеального;
2) опора на бессознательное;
3) синкретизм восприятия, когда явление не подчиняется законам формальной логики, например, одно явление может принадлежать двум реальностям;
4) императивность мысли, т.е. миф побуждает к какому-то действию, самим фактом своего существования в сознании он управляет нашим поведением.
Для систематического описания мифов важным является описание потребностей человека. Существует классическая схема, так называемая "пирамида Маслоу", на нижних "этажах" которой находятся потребности в еде, безопасности и т.д., на верхних - потребности в понимании, положительной оценке. Часть потребностей современному человеку не реализовать на рациональном уровне. Например, возьмем тип западного бизнесмена: изо дня в день работа в жутком темпе, все строго регламентировано, все рационально и прагматично... И вот реклама одеколона "Loreste" - шаткий веревочный мостик, перекинутый через темную опасную пропасть и надпись: "There's another side to all men". Я перевожу это как "У каждого мужчины есть что-то другое в его жизни".

Толкиен называл это "приключением в опасном краю или на границе опасного края". Тема опасного приключения часто встречается в рекламе парфюмерии и сигарет. Но сигареты и парфюмерия - вещи, лишенные практического смысла, вещи удовольствия. А как быть с практичными вещами?

Другой тип мифологии связан с искажением информации. Придумывается условно-истинное высказывание, истинное только в определенном контексте. Например, можно рекламировать часы, утверждая, что они испытаны в космосе и выдерживают высокую радиацию... К практическому использованию часов это не имеет никакого отношения. Это - мифологическая аргументация, вроде бессмысленная, но способствующая усилению характеристик коммуникативно-предметного поля.

Можно сказать, что человек, покупая вместе с предметом его миф, покупает еще какую-то важную для себя энергию - радость от покупки, подъем сил - все это часть товара, некая ценность, подготовленная в том числе и рекламой. Ты купил наши замечательные сигареты и стал ковбоем, ты купил наши часы - и ты удачливый бизнесмен... Вместе с предметом мы как бы продаем маленький сеанс психотерапии, продленный во времени... И все-таки - как создать миф?

При проектировании имиджа организаций необходимо учитывать все составляющие коммуникативно-предметного поля, чтобы не задеть что-то, чрезвычайно важное для общества, что не стоило бы задевать. Этим могут воспользоваться конкуренты. Я всегда привожу пример с фирмой "Алиса". Эмблема фирмы - кавказская овчарка, собака довольно серьезная, на людей может напасть. Так вот, в свое время в каком-то издании я встретил через страницу от рекламы "Алисы" репортаж о том, как овчарка то ли ребенка загрызла, то ли что-то еще. И изображение такой же точно собаки. Возможно, это была контрреклама... Другая сторона. В европейской культуре традиционно все понятия центрируются относительно мужчины. Это тоже необходимо учитывать, в том числе в рекламе. Женщина может быть умнее мужчины, но ни в коем случае не занимать доминирующую позицию. Можно манипулировать с любым из аспектов коммуникативного качества. Возможности производства представлять огромными, фантастическими. Манипулировать с режимом, например так: "Наша электробритва может работать 24 часа в сутки". Надежность: "Наша зубочистка послужит еще и вашим детям". Это никому не нужно, но это производит впечатление. Другой тип мифологической аргументации - наложение на основное сообщение сообщений для подсознания. Я видел такую рекламу ресторана "Чайка" - сначала замечаешь, что эмблема ресторана странно деформирована. А потом, разглядев, видишь, что эмблема помещена на майку, а майка надета на красотку с шикарным бюстом! Можно использовать расхождение в законах логики и психологики. Например, человеку свойственно доверие к событиям прошлого и ориентация на них. Если мы предложили ему какое-то решение, укорененное в его прошлом опыте, он будет более склонен принять его. Иногда человек склонен оценивать нюансы, не оценивая целое, на этом тоже можно строить миф.

Эти и другие мифологические аргументации подтверждаются результатами изучения нескольких тысяч рекламных текстов и изображений. Самой мощной мифоподдерживающей силой обладает, кстати, изображение. Если я что-то вижу прямо перед собой, это уже служит для моего сознания доказательством истинности. Создание мифа - это художественное моделирование. Проектировщик работает со своим подсознанием, подготовленным к определенной задаче. При этом очень важно уметь не переносить свои проблемы в продукты творчества, оставаясь "прозрачным" для задачи. Здесь мы переходим в область соединения психологии и мифодизайна, вполне в духе Кастанеды.







Источник
Категория: Все о рекламе | Добавил: Admin (02.04.2010)
Просмотров: 1094 | Теги: мифы, статьи, реклама | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Профиль
Гость

Сообщения:
Аватар
Группа:
Гости
Время:01:31


Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
Наш опрос
Чего на ваш взгляд не хватает на сайте?
Всего ответов: 47
Категории раздела
Все о рекламе [2]
Основы дизайна [7]
Что такое фриланс [3]
История и развитие дизайна [1]
Наша кнопка


код кнопки:

Мы будем признательны, если вы разместите у себя на сайте нашу кнопку
Копилка
Понравился сайт?
Помоги его развитию
Яндекс Яндекс. Деньги Хочу такую же кнопку

WM.копилка - Копилка для Вашего сайта.
Закладки
Поделись ссылкой с друзьями



Класс!
Реклама
Заработай на своем сайте
Статистика
Rambler's Top100
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ProDesing © 2024

Все материалы,ссылки,расположенные на данном ресурсе,были взяты из открытых источников интернета. Администрация сайта не претендует на их авторство. Все права на материалы,представленные на сайте, принадлежат их авторам,правообладателям и издательствам с указанием ссылки источника. Любая информация,представленная здесь, может использоваться только в ознакомительных целях.Ни администрация сайта, ни хостинг-провайдер, ни любые другие лица не несут ответственности за использование материалов данного сайта!!!Входя на сайт вы автоматически соглашаетесь с данными условиями!